Брат
Райан Гиггз сумел избежать многих проблем, которые связаны с ошибками молодости или же являются следствием богемной жизни знаменитостей. Однако все, от чего ему хватило ума уберечься, свалилось на младшего брата Родри. Видимо, так природа решили поддержать баланс. С этими братьями всегда так: один любит футбол, другой – регби, один играет слева, другой – справа, один выступает за «Манчестер Юнайтед», другой – за «Юнайтед оф Манчестер».
Родри как раз и был тем братом, который больше внимания уделял регби. Но с возрастом стало понятно, что его комплекция не позволит серьезно заниматься этим видом спорта, и Гиггз-младший переключился на футбол. Играл за сборную школы, откуда его пригласили в детскую команду Сэлфорда. Таланта в нем было, конечно же, поменьше, и когда Райана во второй раз назвали лучшим молодым игроком страны, Родри, собрав свои нехитрые пожитки, отправился в скромнейший «Торки».
Торки – это курортный городок на самом юге Англии. То есть очень далеко от дома и серьезного футбола. Здесь ему предложили контракт стажера сроком на два года. Не исключено, что младший Гиггз согласился после подсказки Ли Шарпа, того самого закадычного друга Райана. Он начинал именно в «Торки», за который провел всего-то 16 поединков. «МЮ» заметил Шарпа быстро.
Причин, чтобы заметить Родри, не было, однако, никаких. К тому же Гиггз-младший сделал все, чтобы его не воспринимали как «брата того самого Гиггза». В «Торки» его оформили под фамилией Джонс, а в Уэльсе иметь фамилию Джонс - все равно что не имеет никакой.
Жить в Торки легко и весело. Но только если у тебя есть деньги, немалые деньги. Вечная проблема этого маленького клуба – набрать игроков хотя бы на заявку. Жизнь в Торки дорогая, а команда – скромная. Потому игроки с большими доходами сюда не едут. Другим же непросто сводить концы с концами среди курортной идиллии. Что тогда говорить о простом стажере?
Родри заподозрили в краже нескольких комплектов тренировочной формы, и он, снова собрав свой по-прежнему нехитрый скарб, предпочел вернуться домой. И… завершить карьеру. После трех лет безделья Гиггз отправился уже на север. Неудачно прошел просмотр в «Хартс», устроился в скромном и тогда никому не известном «Ливингстоне», где, как и в «Торки», провел только полгода. Вроде бы ничего не крал.
После Шотландии Родри опять бросил футбол и по совету «подруги друга» перебрался в Лондон, где был принят на работу в агентство недвижимости. В октябре 1997 года Гиггза арестовали, обвинив в продаже кокаина знаменитому «поддельному шейху» Мажеру Махмуду, который специализировался на том, что делал сенсационные материалы о звездах шоу-бизнеса и спорта. Родри мигом вылетел с работы, хотя вскоре суд признал его невиновным. Дескать, переговоры в манчестерском отеле «Марриотт» и в «Кантри Клаб» Сэлфорда между ним и журналистом, записанные на пленку, нельзя считать достаточными для вынесения обвинительного приговора.
В 2000 году Родри вернулся в футбол, но уже на любительском уровне, а в августе 2001-го он таки сел за решетку. За полтора месяца до того Гиггз в ночном клубе «Амперсанд» повздорил с двумя посетителями и когда в драку вмешался некий Колин Слэмон, врезал ему по голове бутылкой пива. Пострадавшему наложили десять швов. Ссора возникла на почве футбола. Не исключено, что кто-то как-то не так отозвался о Райане. Если б только Родри помнил…
Судья Энтони Энсор приговорил Гиггза к девяти месяцам тюремного заключения: «И ваше счастье, мистер Гиггз, что бутылка не разбилась. Сидели бы еще больше!»
Отбыв срок, Родри продолжил скитания по маленьким командам. Там его ценят не только как брата легенды. Гиггз-младший везде прилично забивает и помогает забивать другим. В «Моссли» он стал Игроком года. Отмечает голы, падая на задницу. Брент Питерс, тренер «Бэкап Боро», не удержался от сравнений с Райаном: «Они похожи манерой игры, техникой, финтами». Хотя, конечно, все понимают, что сходство весьма отдаленное.
В январе 2004 года Родри снова оказался причастным к криминалу. Правда, на этот раз в качестве жертвы. Четыре персонажа в масках напали на него возле фастфуда, когда приятель Гиггза вышел купить еды, вытащили из «Порше» 911 Carrera за 25 тысяч фунтов, намяли бока и угнали авто. «Порше» вскоре нашли в Блэкберне.
Наконец, в 2006 году Родри оказался в «Юнайтед оф Манчестер» - клубе, который создали фаны «МЮ» после появления семьи Глейзеров. Райан, кстати, открыто поддерживал болельщиков во время известных событий – как всегда он поддерживал непутевого брата.
Секрет его успеха
Может быть, кто-то посчитает незаслуженно неполным рассказ о спортивных подвигах Гиггза в составе «МЮ». Но они настолько идентичны достижениям «МЮ», что повторяться будет излишне. Очевидно лишь, что достижения эти огромны и заслуга Гиггза в них несомненна и велика. Хотя Райан признается, что первые победы 1993-94-х годов не прошли для него бесследно. Ему многому научила последовавшая неудача в сезоне 1994/95, когда «МЮ» после знаменитого нападения Эрика Кантона на болельщика «Кристал Пэлас» уступил чемпионское звание «Блэкберну», а в финале Кубка Англии проиграл «Эвертону» 0:1.
Гиггзу удавалось почти всегда избегать серьезных травм, но уже в начале сезона в игре с «Ипсвичем» он повредил икроножную мышцу. Ничего удивительного в этой травме нет, если учесть стиль игры Райана. По его словам, последствия того повреждения сказываются до сих пор – мол, мог бы бегать еще быстрей и изящней. В том сезоне Гиггз играл неважно. В финале Кубка покинул поле из-за очередного повреждения.
Но вскоре Райан заиграл с удвоенной энергией и свежестью. «Мне нужно признаться, что победы никогда не заводят меня по-настоящему, - говорит он. – Мною движет боязнь проиграть. Победный угар исчезает быстро. Вот ты на вершине и думаешь: как здорово, но что теперь? После отпуска о прошлой победе уже и не вспоминаешь, ты снова боишься проиграть и начинаешь все сначала. Потому что в случае поражения лето становится пустым, ты сидишь на пляже и мучаешь себя размышлениями об упущенных возможностях».
Именно в этом секрет того, что Гиггз сумел продержаться все эти годы в самой успешной английской команде современности. «Для великих игроков не имеет никакого значения количество выигранных трофеев, - говорит бывший партнер Райана по «МЮ» Стив Брюс. – Не важно, что ты выиграл восемь чемпионских титулов и четыре Кубка Англии, ты думаешь о том, чтобы выиграть девятый, десятый… Это чувство живет в тебе, оно похоже на пожар внутри и называется желанием быть лучшим. Это очень редкое качество и Райан Гиггз обладает им в полной мере».
Увидеть настоящего Райана Гиггза
Вершиной «МЮ» эпохи Фергюсона почти безоговорочно признают сезон 1998/99. Тот самый сезон, когда команда сделала незабываемый хет-трик, выиграв чемпионат, Кубок страны и Кубок чемпионов. Гиггз тогда же забил гол, который стал не только лучшим в его карьере. Болельщики назвали этот мяч лучшим в истории клуба, многие высказываются за то, что он стал лучшим во всей истории Кубка Англии.
Это случилось 14 апреля 1999 года в переигровке полуфинала Кубка с «Арсеналом», который к тому моменту уже стал самым непримиримым и принципиальным соперником. В конце основного времени «МЮ» остался в меньшинстве после удаления Роя Кина, в овертайме Петер Шмайхель парировал одиннадцатиметровый удар Денниса Бергкампа. На 109-й минуте началось незабываемое выступление в театре одного актера.
Гиггз на своей половине поля перехватывает поперечный пас Патрика Виейра. Набирает ход, сместившись с фланга на позицию инсайда. Виейра своими исполинскими шагами покрывает громадное расстояние и бросается исправлять свою ошибку. Невидимым, неуловимым финтом Райан оставляет его не у дел. Следующий на очереди Ли Диксон. Тоже без шансов. Кажется, что у входа в штрафную площадку защитники заманивают Гиггза в западню: Диксон и Мартин Киоун заходят с боков, сзади снова наседает Виейра. Слева пытается открыться Энди Коул. Но странное дело – Райан продолжает стремительно идти по прямой, он не собирается искать легких путей. Коул понимает это раньше остальных и покорно превращается в зрителя. Гиггз идет, как и шел, его движения корпусом, ногами едва заметны, но этого вполне достаточно, чтобы защитники прославленной «непроходимой и легендарной» обороны «Арсенала» разлетались в разные стороны. Последняя преграда на пути – сам Тони Адамс. Вот он уже стелится в подкате, а Гиггз уже у левого угла вратарской. Хлесткий удар в ближнюю девятку ворот Дэвида Симэна – гол!
И все это на скорости, на одном дыхании, на каком-то неземном вдохновении.
«Симэна потом критиковали за этот гол – дескать, ближний угол, как же так. Но я-то точно знаю, что пробил аккурат в единственное место в воротах, где он никак не смог бы отразить этот удар», - говорит Райан.
Гиггз всегда с нескрываемым уважением относился к защитникам «Арсенала» того периода, а потому воспоминания о том голе дарят ему дополнительное удовольствие: «Все они составляли самую настоящую скалу и каждый матч с ними превращался настоящее испытание. Вскрыть их оборону было невероятно трудно, но в то же самое время чертовски интересно. Потому-то я люблю играть против итальянских команд, которые славятся тем же».
В тот момент Ферги сказал, что мир увидел «настоящего Райана Гиггза»: «В последнее время он делает все, чтобы разнообразить свою игру. Много работает над этим, что правильно и полезно. Это делает его более разносторонним футболистом, но все-таки главная его сила – скорость, умение управлять на этой скорости собой, мячом и соперниками».
Продолжение следует…
Алексей Иванов, из книги "Бей-беги. Наше время"