Легендарный Бобби Чарльтон, выживший в авиакатастрофе в 1958 году в Мюнхене, выиграл чемпионат мира 1966 года в составе сборной Англии и был признан одним из лучших футболистов Туманного Альбиона за всю историю. В интервью журналу World Soccer он вспомнил самые захватывающие моменты своей карьеры и признался, что не прочь сыграть за современную сборную Испании.
- Ваше лучшее воспоминание за всю карьеру?
- Конечно, чемпионат мира-66. Эта победа над немцами в финале очень много значила для всех. Она вошла в футбольный фольклор. Никогда не забуду день финала. Я всегда считал, что играть за свою страну – мечта любого футболиста. Это пик карьеры, эдакая вишенка на верхушке торта. А выступления за клуб – повседневная рутина. Но самая значимая для меня победа - с «Манчестером» в Кубке европейских чемпионов в 1968 году. Мы должны были выиграть Кубок за десять лет до этого, в 1958-м. Но обстоятельства тогда складывались не в нашу пользу… Я говорю о трагической аварии нашего самолета, которая произошла в Мюнхене.
- Какими игроками вы восхищались в свое время?
- О, их так много, что сложно выбрать кого-то одного. Но если бы мне пришлось, назвал бы Дункана Эдвардса. Я ходил за ним хвостиком по стадиону «Олд Траффорд» буквально ежедневно. Он мог все и делал это лучше, чем кто бы то ни было. Отдавал пасы и левой, и правой ногой, забивал мячи с 30-ти метров… Он мог играть на любой позициии все равно был лучшим. Я испытывал трепет перед ним. Также мне очень нравились Йохан Круифф, Ференц Пушкаш, который был совсем не похож на футболиста. Я помню, как он поставил Англию в очень неудобное положение. Когда идешь к стадиону «Неп» в Будапеште, на стене висит табличка, где рассказано о Пушкаше и его международной карьере. Там написано, что он сыграл 85 матчей и забил 84 мячей. Это невероятно! Некоторые считали его чересчур заносчивым, но он таким не был. Он был самым уверенным игроком из тех, кого я когда-либо видел.
- Против кого вам было тяжелее всего играть?
- Опять же, я могу назвать очень много фамилий. Но раз вы спрашиваете про кого-то конкретного, назову Дейва Макея, выступавшего за «Тоттенхэм» и сборную Шотландии. Он был одним из самых жестких футболистов, против которых мне приходилось играть. На протяжении всего матча он подначивал соперников, чтобы вывести их из себя. Даже когда мы сталкивались в центре поля, он орал: «Ну что ты встал, бей давай! Бей!» Мне повезло, что я ни разу не травмировался в столкновениях с ним. Удивительно, но однажды сам Дейв сломал себе ногу на «Олд Траффорде».
- Футбол ваших времен сильно отличается от сегодняшнего?
- С тех пор изменилось все, особенно вне поля. У нынешних футболистов под рукой великолепное медицинское обслуживание, финансовые гарантии, экипировка, большинство полей идеальны. Сейчас так много людей работают в клубах, помогая им развиваться. А сколько матчей показывают по телевидению! В мое время очень редко можно было увидеть футбол в прямом эфире, поэтому фанаты на стадионах играли большую роль. Сейчас болельщики, ни разу не побывав на матче, могут знать все о футболисте и его команде. Трибуны стали тише.
- А футбол сейчас лучше, чем 50 лет назад?
- Да, особенно учитывая все те вещи, о которых я только что сказал. Для футболистов все стало гораздо лучше. Да и сам спорт стал более интересным. Когда Альф Рамсей впервые ввел систему 4-3-3 на чемпионате мира в 1966-м, это была революция! Сейчас тренеры могут менять тактику даже по ходу игры в зависимости от действий оппонентов. Единственное, что мне не нравится - ¬современные футболисты слишком часто «ныряют», стремясь заработать пенальти и штрафные.
- Вы бы хотели выйти на поле?
- Иногда, очень редко, я действительно думаю, как здорово было бы выступать за современную команду, футболисты которой обладают великолепной техникой и играют на потрясающих полях. Особенно мне нравится сборная Испании. За эту команду я бы с удовольствием сыграл. Они показывают такой стильный футбол, их игра не построена исключительно на «физике».
- Кто оказал на вас наибольшее влияние?
- Многие, начиная с моих родителей. Еще могу назвать Джимми Мерфи, тренера
«Манчестер Юнайтед», который также какое-то время был наставником сборной Уэльса. Он научил меня многому, мы часто с ним говорили, уединившись на стадионе «Олд Траффорд». Именно благодаря Джимми я перестал быть инфантильным подростком и превратился в профессионала.
- Если бы вы могли повернуть время вспять, что бы вы изменили?
- Я постарался бы лучше играть в отборе и «на втором этаже». А в целом очень доволен тем, как сложилась моя карьера. Может в мое время футболисты и играли в грязи и на льду, но все равно это был очень захватывающий способ заработать себе на жизнь. Я никогда бы не захотел заниматься чем-то другим.