Увидеть воспитанников Академии «Манчестер Юнайтед» на скамейке запасных или даже на поле с недавних пор стало привычным явлением. Ниже — интервью человека, который проделал такое же стремительное восхождение 25 лет назад — Райана Гиггза.
- Райан, что Вы помните из своего дебюта за первую команду в марте 1991?
- Вероятно, для меня это было не так пугающе, как для множества других игроков – ведь я вырос в этом клубе. Я был в «Юнайтед» с 12 лет, много раз выходил на «Олд Траффорд» в составе молодежной и резервных команд. Так что не испытывал звездной болезни или страха перед «Театром Мечты» – мне правда повезло, что я вырос в этом окружении. Тем не менее, когда вы впервые надеваете эту футболку и выходите на газон, то чувствуете, как бегут мурашки по коже, возбуждение и немного нервозности – невероятное чувство!
- Что больше всего мешало Вам перейти из молодежной в первую команду?
- Прыжок из молодежки в основу – огромный шаг. Но мне повезло, что у нас был тренер, который говорил мне делать то же, что я делал в молодежном составе. Именно так я и поступил – пытался быть собой, показывать свой футбол. Конечно, были различия – когда вас показывают по телевизору, а на стадионе – 45 и больше тысяч зрителей, то это отличается от игры перед несколькими сотнями фанов. В этом случае давление больше, но я не особо его ощущал.
- Сэр Мэтт Басби знаменит тем, что давал шансы молодым футболистам, это стало частью истории клуба. Чувствуете ли Вы его присутствие и влияние в наши дни?
- Думаю, Вы можете почувствовать присутствие всех великих игроков, которые были частью истории клуба. Сэр Мэтт был человеком, который положил начало успешной традиции находить таланты среди молодых местных игроков или футболистов из других частей Британии. Эта традиция жива и сегодня. Фанатам она нравится, ведь они желают видеть молодых игроков, таких же, как и они, рядом с футболистами мирового класса.
- Сэр Бобби Чарльтон остается невероятно важной фигурой для клуба. Как Вы оцените его вклад в историю «Юнайтед», как на футбольном поле, так и за его пределами?
- Мне повезло участвовать в турнире U-14 в Швейцарии. Сэр Мэтт и Сэр Бобби путешествовали с нами. Я помню, как мы добрались в аэропорт и они оба были полностью окружены фанатами. Можно было почувствовать, с какой любовью к ним относятся люди – не только в Манчестере, но и во всем мире. Куда бы мы ни путешествовали, везде Бобби узнавали и окружали любовью. К нему всегда выстраивались большие очереди за автографами. И даже когда считалось, что это еще не очередь, такая "не-очередь" зачастую была больше, чем очереди за подписями нынешних футболистов (смеется).
- Он олицетворяет дух и бесстрашие «Манчестер Юнайтед», не так ли?
- Сэр Бобби – олицетворение всего величия клуба. Он начинал с молодежной команды, прошел через Мюнхенскую трагедию, сумел вернуться и столько выиграть. И до этих пор он имеет громадное влияние на «Юнайтед», его узнают во всем мире.
- Ну и, конечно же, стоит упомянуть, что Вы побили его рекорд по количеству матчей за «Юнайтед» в 2008, в Москве. Чем Вам, прежде всего, запомнилась та знаменитая ночь?
- Конечно же, я очень гордился, что мне удалось побить рекорд сэра Бобби – никогда не думал, что когда-то этого достигну. Сделать это в такой великий день – день победы в Лиге чемпионов, да еще и разделить радость с сэром Бобби – это один из лучших моментов моей карьеры.
- Возвращаясь назад в 1999, к треблу, который сделал «Юнайтед», Вашему голу в полуфинале ЛЧ и финалу на «Камп Ноу» – какое воспоминание из того сезона самое приятное для Вас?
- Наверное, это поворот на Динсгейт в центре Манчестера. Мы ехали в открытом автобусе и видели буквально миллионы людей на улицах. Думаю, в тот момент пришло осознание, чего мы достигли. Было великолепно – выиграть чемпионат, Кубок Англии и затем – драматичный финал Лиги чемпионов в Барселоне. Разделить эту радость с нашими фанатами из Манчестера и всего мира – просто потрясающе. Думаю, большинство игроков тогда испытывали трепет от увиденного – не было видно ни тротуаров, ни зданий, а фанаты карабкались на фонари, чтобы хоть мельком увидеть команду. Никогда не забуду этот момент.
- Какой фактор стал залогом успеха в той невероятной кампании?
- Думаю, тут сошлись воедино многие вещи. Голы на последних минутах сыграли очень важную роль в том сезоне. Мы никогда не сдавались. Даже когда казалось, что проиграем, мы умудрялись сделать камбэк. Особняком стоят два гола, которые мы забили в добавленное время в финале Лиги чемпионов. Это не было чем-то необычным – ведь мы забили уже уйму голов на последних минутах, нам было просто неведомо, как это – опустить руки.
- Конечно же, Класс-92 сыграл громадную роль в том успехе. Если бы Вам нужно было рассказать эту историю тем, кто с ней не знаком вообще, что бы Вы сказали?
- О, это потрясающая история! Да, каждые пару лет в составе появляется 1-2 футболиста из молодежной команды, но тут было целых 6 игроков! Которые, к тому же, были не просто одноклубниками, но друзьями с 12-13 лет, которые спустя 20 лет имели на своем счету громадное количество матчей за клуб, вместе пережили очень много прекрасных моментов и до сих пор остаются друзьями. Это невероятная история. Такие случаются не так уж часто. Это немного похоже на историю с Малышами Басби – тогда тоже много игроков пробилось в основу и при этом они были друзьями. Это было воистину особенное время для всех нас.
- Оглядываясь назад, что Вы считаете Вашим величайшим совместным достижением?
- Думаю, это то, сколько матчей мы провели за главную команду. Не так-то легко попасть в основу «МЮ, но еще сложнее – оставаться в ней, сохранять голод к победам и желание продолжать в том же духе 2, 5, 10 лет – и нам это удалось.
- Есть ли что-то особенное в том, чтобы пройти через все уровни в «Юнайтед»?
- Конечно, ведь вы знаете, что этот клуб дает шанс молодежи. И это, опять-таки, отсыл ко временам сэра Мэтта Басби. Фанаты требуют этого, они желают видеть на поле воспитанников клуба, таких же, как они сами. Они дают вам небольшие поблажки – если вы отдадите неточный пас или упустите момент, они будут более снисходительными, ведь вы – один из них. Так же, как и они, вы болеете за этот клуб. Так что, когда молодому игроку удается закрепиться в основе первой команды – это действительно особенное событие.
- В чем секрет, почему все вы это сделали, а другие не могут?
- Мы были совершенно разными людьми, у каждого был свой характер, но нас объединяло одно желание – не просто попасть в первую команду, но закрепиться там, добывать победы в этой футболке. Мы оставались хорошими друзьями и за пределами поля. Даже сейчас мы общаемся, шутим. У нас похожее чувство юмора, нам комфортно вместе. Так что думаю, все дело в желании побеждать снова и снова.
- Вы не только многого добились в «Юнайтед» – у каждого за плечами солидная карьера в сборной и успех в нынешней деятельности. Многое ли из этого обусловлено вашим воспитанием в клубе?
- Да, мы многому научились – не только в футбольной сфере, но и в плане жизненного опыта. Мы проводили очень много времени вместе. Иногда приходили на тренировки в 8:30 и не покидали их до 16:30. Мы не только вместе праздновали успех, но и разделяли разочарования тоже. В разное время одни футболисты могут играть хорошо, а другие – не очень. Важно помогать друг другу справляться с трудностями.
- Опишите других одним словом.
- Гари Невилл? Хм, мне понадобится два слова… Всегда прав! Фил Невилл – Живчик. Ники Батт – Весельчак. Пол Скоулз – Беспристрастный. Дэвид Бекхэм – Нахал!
- Воспитание молодых футболистов и превращение их в топ-игроков всегда будет частью этого клуба?
- Да, я так думаю, ведь это часть клубной философии, часть истории. Это то, что выделяет нас среди других команд. Да, нам по силам подписать исполнителей топ-уровня со всего мира, но мы желаем, чтобы и наши футболисты играли в основе, и неважно, кто это – центрфорвард, вингер, защитник… Нам нужны игроки из системы клуба, это важная часть истории «Юнайтед».
- Можно ли сравнить Райана Гиггза-игрока с Райаном Гиггзом-тренером?
- Да, они довольно похожи на самом деле. Я желал быть лучшим в мире игроком, а теперь хочу быть лучшим в мире тренером. Для этого нужно усердно работать и сделать все, что в моих силах. Но необходимо также, чтобы этот вызов был по душе.
- В чем важнейшее различие между ролями?
- Когда вы тренер, то должны перестать думать, как игрок. Футболист довольно обособлен: он хочет выступать на хорошем уровне, знает, что способен на это и как этого достичь. А тренеру нужно получить лучший результат от 25-30 разных игроков, разных личностей. Нужно подобрать ключ к каждому, помочь всем им проявить свои лучшие качества.
- И наконец, опишите, каково это для Вас – быть самым успешным игроком в истории «Манчестер Юнайтед»?
- Мне повезло. Конечно, я упорно работал и у меня был талант, который я использовал по максимуму. Однако мне повезло, что я пришел в команду с такими классными игроками в успешный для клуба период. Я невероятно горжусь тем, что играл за любимый клуб, а сыграть так много матчей и одержать столько побед – приятный бонус. Никогда не воспринимал случившееся как должное. Я знал, что все это однажды подойдет к концу, поэтому желал добиться как можно большего. И это мне удалось!
- Райан, что Вы помните из своего дебюта за первую команду в марте 1991?
- Вероятно, для меня это было не так пугающе, как для множества других игроков – ведь я вырос в этом клубе. Я был в «Юнайтед» с 12 лет, много раз выходил на «Олд Траффорд» в составе молодежной и резервных команд. Так что не испытывал звездной болезни или страха перед «Театром Мечты» – мне правда повезло, что я вырос в этом окружении. Тем не менее, когда вы впервые надеваете эту футболку и выходите на газон, то чувствуете, как бегут мурашки по коже, возбуждение и немного нервозности – невероятное чувство!
- Что больше всего мешало Вам перейти из молодежной в первую команду?
- Прыжок из молодежки в основу – огромный шаг. Но мне повезло, что у нас был тренер, который говорил мне делать то же, что я делал в молодежном составе. Именно так я и поступил – пытался быть собой, показывать свой футбол. Конечно, были различия – когда вас показывают по телевизору, а на стадионе – 45 и больше тысяч зрителей, то это отличается от игры перед несколькими сотнями фанов. В этом случае давление больше, но я не особо его ощущал.
- Сэр Мэтт Басби знаменит тем, что давал шансы молодым футболистам, это стало частью истории клуба. Чувствуете ли Вы его присутствие и влияние в наши дни?
- Думаю, Вы можете почувствовать присутствие всех великих игроков, которые были частью истории клуба. Сэр Мэтт был человеком, который положил начало успешной традиции находить таланты среди молодых местных игроков или футболистов из других частей Британии. Эта традиция жива и сегодня. Фанатам она нравится, ведь они желают видеть молодых игроков, таких же, как и они, рядом с футболистами мирового класса.
- Сэр Бобби Чарльтон остается невероятно важной фигурой для клуба. Как Вы оцените его вклад в историю «Юнайтед», как на футбольном поле, так и за его пределами?
- Мне повезло участвовать в турнире U-14 в Швейцарии. Сэр Мэтт и Сэр Бобби путешествовали с нами. Я помню, как мы добрались в аэропорт и они оба были полностью окружены фанатами. Можно было почувствовать, с какой любовью к ним относятся люди – не только в Манчестере, но и во всем мире. Куда бы мы ни путешествовали, везде Бобби узнавали и окружали любовью. К нему всегда выстраивались большие очереди за автографами. И даже когда считалось, что это еще не очередь, такая "не-очередь" зачастую была больше, чем очереди за подписями нынешних футболистов (смеется).
- Он олицетворяет дух и бесстрашие «Манчестер Юнайтед», не так ли?
- Сэр Бобби – олицетворение всего величия клуба. Он начинал с молодежной команды, прошел через Мюнхенскую трагедию, сумел вернуться и столько выиграть. И до этих пор он имеет громадное влияние на «Юнайтед», его узнают во всем мире.
- Ну и, конечно же, стоит упомянуть, что Вы побили его рекорд по количеству матчей за «Юнайтед» в 2008, в Москве. Чем Вам, прежде всего, запомнилась та знаменитая ночь?
- Конечно же, я очень гордился, что мне удалось побить рекорд сэра Бобби – никогда не думал, что когда-то этого достигну. Сделать это в такой великий день – день победы в Лиге чемпионов, да еще и разделить радость с сэром Бобби – это один из лучших моментов моей карьеры.
- Возвращаясь назад в 1999, к треблу, который сделал «Юнайтед», Вашему голу в полуфинале ЛЧ и финалу на «Камп Ноу» – какое воспоминание из того сезона самое приятное для Вас?
- Наверное, это поворот на Динсгейт в центре Манчестера. Мы ехали в открытом автобусе и видели буквально миллионы людей на улицах. Думаю, в тот момент пришло осознание, чего мы достигли. Было великолепно – выиграть чемпионат, Кубок Англии и затем – драматичный финал Лиги чемпионов в Барселоне. Разделить эту радость с нашими фанатами из Манчестера и всего мира – просто потрясающе. Думаю, большинство игроков тогда испытывали трепет от увиденного – не было видно ни тротуаров, ни зданий, а фанаты карабкались на фонари, чтобы хоть мельком увидеть команду. Никогда не забуду этот момент.
- Какой фактор стал залогом успеха в той невероятной кампании?
- Думаю, тут сошлись воедино многие вещи. Голы на последних минутах сыграли очень важную роль в том сезоне. Мы никогда не сдавались. Даже когда казалось, что проиграем, мы умудрялись сделать камбэк. Особняком стоят два гола, которые мы забили в добавленное время в финале Лиги чемпионов. Это не было чем-то необычным – ведь мы забили уже уйму голов на последних минутах, нам было просто неведомо, как это – опустить руки.
- Конечно же, Класс-92 сыграл громадную роль в том успехе. Если бы Вам нужно было рассказать эту историю тем, кто с ней не знаком вообще, что бы Вы сказали?
- О, это потрясающая история! Да, каждые пару лет в составе появляется 1-2 футболиста из молодежной команды, но тут было целых 6 игроков! Которые, к тому же, были не просто одноклубниками, но друзьями с 12-13 лет, которые спустя 20 лет имели на своем счету громадное количество матчей за клуб, вместе пережили очень много прекрасных моментов и до сих пор остаются друзьями. Это невероятная история. Такие случаются не так уж часто. Это немного похоже на историю с Малышами Басби – тогда тоже много игроков пробилось в основу и при этом они были друзьями. Это было воистину особенное время для всех нас.
- Оглядываясь назад, что Вы считаете Вашим величайшим совместным достижением?
- Думаю, это то, сколько матчей мы провели за главную команду. Не так-то легко попасть в основу «МЮ, но еще сложнее – оставаться в ней, сохранять голод к победам и желание продолжать в том же духе 2, 5, 10 лет – и нам это удалось.
- Есть ли что-то особенное в том, чтобы пройти через все уровни в «Юнайтед»?
- Конечно, ведь вы знаете, что этот клуб дает шанс молодежи. И это, опять-таки, отсыл ко временам сэра Мэтта Басби. Фанаты требуют этого, они желают видеть на поле воспитанников клуба, таких же, как они сами. Они дают вам небольшие поблажки – если вы отдадите неточный пас или упустите момент, они будут более снисходительными, ведь вы – один из них. Так же, как и они, вы болеете за этот клуб. Так что, когда молодому игроку удается закрепиться в основе первой команды – это действительно особенное событие.
- В чем секрет, почему все вы это сделали, а другие не могут?
- Мы были совершенно разными людьми, у каждого был свой характер, но нас объединяло одно желание – не просто попасть в первую команду, но закрепиться там, добывать победы в этой футболке. Мы оставались хорошими друзьями и за пределами поля. Даже сейчас мы общаемся, шутим. У нас похожее чувство юмора, нам комфортно вместе. Так что думаю, все дело в желании побеждать снова и снова.
- Вы не только многого добились в «Юнайтед» – у каждого за плечами солидная карьера в сборной и успех в нынешней деятельности. Многое ли из этого обусловлено вашим воспитанием в клубе?
- Да, мы многому научились – не только в футбольной сфере, но и в плане жизненного опыта. Мы проводили очень много времени вместе. Иногда приходили на тренировки в 8:30 и не покидали их до 16:30. Мы не только вместе праздновали успех, но и разделяли разочарования тоже. В разное время одни футболисты могут играть хорошо, а другие – не очень. Важно помогать друг другу справляться с трудностями.
- Опишите других одним словом.
- Гари Невилл? Хм, мне понадобится два слова… Всегда прав! Фил Невилл – Живчик. Ники Батт – Весельчак. Пол Скоулз – Беспристрастный. Дэвид Бекхэм – Нахал!
- Воспитание молодых футболистов и превращение их в топ-игроков всегда будет частью этого клуба?
- Да, я так думаю, ведь это часть клубной философии, часть истории. Это то, что выделяет нас среди других команд. Да, нам по силам подписать исполнителей топ-уровня со всего мира, но мы желаем, чтобы и наши футболисты играли в основе, и неважно, кто это – центрфорвард, вингер, защитник… Нам нужны игроки из системы клуба, это важная часть истории «Юнайтед».
- Можно ли сравнить Райана Гиггза-игрока с Райаном Гиггзом-тренером?
- Да, они довольно похожи на самом деле. Я желал быть лучшим в мире игроком, а теперь хочу быть лучшим в мире тренером. Для этого нужно усердно работать и сделать все, что в моих силах. Но необходимо также, чтобы этот вызов был по душе.
- В чем важнейшее различие между ролями?
- Когда вы тренер, то должны перестать думать, как игрок. Футболист довольно обособлен: он хочет выступать на хорошем уровне, знает, что способен на это и как этого достичь. А тренеру нужно получить лучший результат от 25-30 разных игроков, разных личностей. Нужно подобрать ключ к каждому, помочь всем им проявить свои лучшие качества.
- И наконец, опишите, каково это для Вас – быть самым успешным игроком в истории «Манчестер Юнайтед»?
- Мне повезло. Конечно, я упорно работал и у меня был талант, который я использовал по максимуму. Однако мне повезло, что я пришел в команду с такими классными игроками в успешный для клуба период. Я невероятно горжусь тем, что играл за любимый клуб, а сыграть так много матчей и одержать столько побед – приятный бонус. Никогда не воспринимал случившееся как должное. Я знал, что все это однажды подойдет к концу, поэтому желал добиться как можно большего. И это мне удалось!
Перевод Евгения Музыки, Football.ua