К сожалению, многие юниоры «Юнайтед» не получили возможность сыграть в Молодёжном Кубке Англии и их истории как таковые никогда не были рассказаны.
Восходящие молодые звёзды, такие как: Вальтер Уайтхёрст, Томми Барретт, Том Мэнли, Джеки Уоссолл, Джефф Уайтфуд, Джимми Райан, Алан Гоулинг и Арнольд Сайдботтом – все начинали свои карьеры на «Олд Траффорд» и регулярно выступали в стартовых составах других клубов лиги.
Было решено начать с биографии Рэя Баартца - первого молодого игрока клуба из-за пределов Британских островов.
Родился: 6 Марта 1947, Мервезер, Ньюкасл, Новый Южный Уэльс, Австралия
Рост: 177 см
Вес: 77 кг
Карьера: Начальная Школа Адамстауна / Юниорский Футборльный Клуб Адамстауна / «Нью-Лэмбтон Саут» / «Мейтленд Сити» – с Марта 1963 по Сентябрь 1963/ «Адамстаун Роузбадс» – с Марта 1964 по Сентябрь 1964 / «Манчестер Юнайтед» – (T) – с Сентября 1964 – Любительский уровень: 10-е Декабря 1964 – Профессиональный уровень: 8 Апреля 1965 по Март 1966 / «Адамстаун Роузбадс» – с Марта 1966 по Сентябрь 1966 / «Сидней Хакоа» – с Марта 1967 по 1974
Награды/Достижения: 48 полных матчей за сборную Австралии (17 голов), Спортивный Зал Славы Австралии 1985
Для футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» сезон 1964/65 во всех отношениях начался с волны оптимизма. Команда успешно совершила переход от потрясения Мюнхена до серьёзных претендентов на награды в лиге. В 1963 году был выигран Кубок Англии и «Юнайтед» вернулся в Европу, завершив чемпионскую гонку сезона 1963/64 на четвёртом месте. Это было значительное улучшение по сравнению с предыдущими годами, где вылет представлялся вполне серьёзной перспективой. Продуктивным было и подписание за большие деньги Дениса Лоу и Пэта Криренда, также команду пополнил игрок сборной Англии Джон Коннелли недавно перешедший из «Бернли».
На юниорском уровне, молодёжная команда выиграла Кубок Англии в шестой раз, повторив тем самым успех «Малышей Басби» одиннадцатилетней давности. Дэвид Сэдлер, Джимми Риммер, Джордж Бест, Джон Фитцпатрик, Джон Астон и капитан Бобби Ноббл – все они проделали путь до первой команды, поэтому неудивительно, что в середине сентября 1964 года небольшой фрагмент информации содержащийся в United Review большинством болельщиков был попросту упущен из виду.
Дэвид Мик, в своей регулярной колонке в программе «матч-дэй», отметил:
«Два австралийских мальчика Рэй Баартц и Дуг Форсайт будут находиться в распоряжении «Юнайтед» в течение шести месяцев по стипендии от своего клуба «Адамстаун» из Ньюкасла, Новый Южный Уэльс. Они будут тренироваться с юниорами «Юнайтед» до своего возвращения домой, ребята надеются улучшить свои навыки и способности».
То, что казалось незначительным дополнением к младшей команде, на самом деле было новаторским событием. Никогда раньше клуб не пользовался услугами молодых игроков за пределами Британских островов. Как же так вышло, что двое неизвестных австралийских семнадцатилетних игрока в конечном итоге оказались в одном из самых известных клубов мира?
«Адамстаун Роузбадс» были одной из лучших команд, и у нас действительно было несколько хороших игроков. Наш тренер Брайан Дэйкин, в прошлом был профессиональным игроком, поигравшим в своё время за «Дерби Каунти» - это и была его идея, отправлять каждый год в «Манчестер Юнайтед» двух игроков на срок до трёх месяцев. Он хотел создать конвейер, отправлять молодых игроков в течение пятилетнего периода и, следовательно, создать очень хорошую команду. Затем, в клубе мне сказали, что Дуг Форсайт, и я отправляемся в Англию. Дуг был приёмным и местные называли его Дуг Джонс, его отец Алан, был игроком австралийской сборной. Всё это пришло из неоткуда и, конечно, в то время вызвало некоторые разногласия, потому что Кол Карран, был, вероятно, самым популярным игроком в регионе и многие люди задавались вопросом: «Почему его не выбрали?». Кол, конечно, полетел на следующий же год».
Относительно неизвестный в то время в Англии Адамстаун был очагом футбола в Австралии. Сам город располагался в угледобывающем районе Ньюкасла, в 100 милях к северу от Сиднея, город был заселён многими поколениями английских эмигрантов и естественно, футбол там был популярным спортивным занятием. Основанный в 1889 году, клуб доказал своё происхождение, а в 1964 стал участником Северной Федерации (Northern Federation) и в том же году команда заняла второе место в Ampol Cup. Таким образом, один из ведущих клубов страны, отправлял молодёжь в Англию, что само по себе было весьма призрачной стратегией.
«Мой прадед приехал (в Австралию) из Германии в 1860-х годах, но мой отец родился в Квинсленде и был поклонником регбийной лиги. Он приехал в Адамстаун для работы, поэтому дело было не в футболе. Моя мать была англичанкой и родилась в городе Дарлингтон. Свой первый День Рождения она встретила на лодке подплывающей к Австралии, будучи одной из четырнадцати детей на борту. Мой старший брат Боб, который выступал за Юниорский Футбольный Клуб Адамстауна, научил меня играть. Хотя в начальной школе футбол у нас был зимой, а летом был крикет. Я стал играть в юниорской команде Адамстауна когда мне было около восьми, там всё было организовано должным образом. Затем, когда мне уже было около двенадцати или тринадцати лет, я выступал за «Нью-Лэмбтон Саут», где играли несколько моих товарищей, в том числе и Кол Карран. Год спустя в 1963 году, Джок МакБрайт – шотландский тренер, попросил Кола и меня перейти в «Мейтленд Сити». В то время нам было только пятнадцать и в конечном итоге, в воскресенье мы уже играли в первой команде, хотя ещё в субботу выступали за «Нью-Лэмбтон».
Двенадцать месяцев спустя, скромный по натуре, молодой и явно талантливый Баартц, присоединился к Брайану Дэйкину в «Адамстаун Роузбадс», где разворачивалась новая глава его карьеры.
«Следующее, что я знал, это то, что я был на самолёте летевшим в Англию… это было настоящее приключение. Мы прибыли в Лондон и сели на другой самолёт до Манчестера, нас встретил Фрэнк МакИвен. Я очень волновался по поводу того, как бы не выставить себя дураком. Уже на тренировочной базе мы встретились с Джеком Кормптоном и Джонни Астоном, и провели несколько тренировок перед встречей с Мэттом Басби. На самом деле, это было немного странно, не казалось, что он много знал о нас. Он поприветствовал нас в клубе, спрашивал нас про то, как долго мы были здесь, где мы жили, и сколько у нас есть денег. Нас разместили в жилье и дали 2 фунта карманных денег. Каждый день мы ходили на тренировки пешком или же ловили автобус до тренировочной базы «Клифф».
В первый раз Баартц появился в красно-белой форме «Манчестер Юнайтед» 12 сентября 1963 года, он играл знакомую ему роль полузащитника. Он помог команде «A» добиться успеха в кубковом матче (Supplementary Cup) против «Олдхэм Атлетик» - 2:0. Затем, он провёл ещё два матча за команду до 18 лет, прежде чем попасть в команду «B», где он уже играл роль защитника. Ясно, что всё это было частью тренерского плана, для того, чтобы облегчить его пребывание в английском футболе, а в начале нового года, он уже надел майку с девятым номером и был выдвинут в переднюю линию на выездную игру с «Манчестер Сити». В течение четырёх недель Баартц сделал достаточно, чтобы участвовать в играх Центральной Лиги (Central League). Его дебютный матч за дублёров завершился домашней победой над «Престон Норт Энд», он провёл свою одиннадцатую игру за клуб. Для такого неопытного игрока – это был впечатляющий и стремительный взлёт по карьерной лестнице.
В оставшиеся три месяца сезона, Баартц регулярно появлялся в матчах Центральной Лиги и команде «A», поэтому, когда сезон подошёл к концу, он показал отличные результаты. К сожалению, Дуг Форсайт чувствовал тоску по дому и в марте вернулся в Австралию. Несмотря на то, что Форсайт регулярно забивал, ему было трудно найти выход из команды «B», Баартц в конечном же итоге, сыграл вместе со своим коллегой из «Роузбадс» лишь несколько раз, так как постоянно впечатлял тренерский штаб.
«Даже если бы Дуг остался со мной, мне всё равно было бы очень тяжело. Мой отец умер, когда мне было 13 лет, моя мать была в Адамстауне и я мог написать лишь то, что я тоже ужасно тоскую по дому. Хотя мой брат был в Лондоне, и мне удалось с ним встретиться, всё же это отличалось от той моей повседневной жизни. На Рождество Мэтт Басби вызвал меня к себе в кабинет и предложил мне профессиональный контракт. Я был на седьмом небе и, очевидно, что я принял его предложение. Когда Дуг уехал домой, я с Фрэнком МакИвеном переехали в другое жильё».
Он согласовал условия контракта, прежде чем сезон в котором «Юнайтед» выиграл чемпионат, завершился. Это было своего рода крещением!
В сезоне 1965/66 года, Баартц был регулярным игроком Резерва и выходил во всех матчах Центральной Лиги за исключением лишь трёх игр из первых двадцати. Это также совпало с приездом в команду Кола Каррана в начале ноября, который собирался двигаться вперед не только представляя свою страну, но также и зарабатывать репутацию одного из лучших защитников когда-либо выпущенных «Соккеруз». К рождеству 1966 года молодой австралиец чувствовал отчаянную тоску по дому, он не видел свою семью на протяжении 15 месяцев. Когда в конце января три месяца испытательного срока Каррана истекли - это только укрепило одиночество Баартца, и он принял решение отказаться от карьеры футболиста «Манчестер Юнайтед» и вернуться домой.
«Я играл с реальным отсутствием доверия и счастлив просто идти по течению, даже если это означает получить выволочку от Джимми Мерфи. Мне рекомендовали чаще бить, но я всё время играл очень осторожно и выпадал из игры. Я был очень застенчив, и у меня никогда не было реальных тренировок. Большинство парней в клубе учили играть с определённым высокомерием и я никогда не испытывал профессионализм такого рода, я не думал, что я смогу это как-то понять. Погода была ужасная, и я скучал по всем цветам Хантер Уоллей (Hunter Valley). Здесь было настоящее отличие от того образа жизни, которое у меня было в Австралии. Возвращение Кола домой не выбило меня из колеи, и я пошёл к Мэтту Басби чтобы рассказать ему о своём намерении вернуться. Басби попросил меня подумать об этом в течение нескольких недель, но если бы тогда они предложили мне съездить домой, я бы мог оставаться в команде и дольше».
Хотя Мэтт Басби отчаянно пытался убедить его остаться, ссора с работником из тренерского штаба только усугубила ситуацию, и 26 февраля Рэй Баартц сыграл свою последнюю игру за команду «A», в которой была одержана победа над «Транмир Роверс» - 6-0. Это было потрясающее футбольное путешествие и тренировки с одними из лучших футболистов в мире, опыт, который он получил, сослужил ему хорошую службу, когда он продолжил свою футбольную карьеру уже в более тёплом для себя климате.
«Для таких парней как Крейг Джонсон и Марк Боснич – это было необычно, они приехали в Англию, чтобы сделать игровую карьеру. У меня предположительно это заняло три или четыре месяца. Это был отличный опыт. Я дважды забил на «Клиффе» против Англии (England FA X1) в которую входили Бобби Чарльтон и Бобби Мур. Я боготворил Чарльтона, он был игроком мирового класса. Я каждый день тренировался с Денисом Лоу и Джорджем Бестом, я даже учил играть их в крикет. С Джорджем я часто ходил в боулинг, Гарри Грегг тоже был фантастическим парнем. У меня никогда не было тренировок кроме тех, которые давал мне мой брат – это чувство, как ты уехал из сточной канавы в пентхаус, профессионализм и чёткость оказали удивительное влияние на меня. Когда я вернулся, я был гораздо острее и начал верить в себя. Профессионализм в «Манчестер Юнайтед» превратил меня в футболиста, которым я стал».
По возвращению в Австралию в марте 1966 года, в его услугах были заинтересованы многие известные клубы Сиднея. Однако Баартц чувствовал, что он должен дать «Адамсауну» что-то в замен за своё «английское образование» и поэтому в течение сезона 1966 года, он играл за клуб базировавшийся в Ньюкасле. Во время своего пребывания там, он получил приглашение представлять команду Нового Южного Уэльса, которая в июне 1966 года встречалась с «Ромой», а позже, с итальянцами встречалась уже австралийская сборная. Вскоре, состоялся его трансфер в «Сидней Хакоа» за 5,600 долларов - заметная сумма в австралийских футбольных кругах того времени.
«В «Хакоа» для меня всё началось хорошо. Мы выиграли наши первые шесть игр, и я забил несколько голов. В газетах было множество рецензий, и моя уверенность росла только оттуда. Так уж случилось».
Когда ему только исполнилось 20 лет, молодой игрок уже достиг национальной известности, его пригласили в сборную, где в конце мая 1967 года он дебютировал против сборной Шотландии. В шотландской команде, были и будущие игроки «Юнайтед», такие как Вили Морган и Джим МакКаллиог, в команду также был включён долговязый центрфорвард по имени Алекс Фергюсон. Австралия потерпела поражения в обоих матчах, но выступление Баартца было также отмечено журналистами. В следующем месяце он вновь встретился со своими бывшими партнёрами по «Манчестер Юнайтед», он был включён в состав на игру против «Красных» во время турне «Юнайтед» в Австралии в 1967 году. Команда Нового Южного Уэльса потерпела поражение со счётом 1-3, но Баартц сыграл хорошо, что заставило Мэтта Басби это прокомментировать: «Вы видели, как играл Рэй, и теперь вы знаете, почему мы хотели его сохранить».
«Когда я это прочитал - это дало мне очень много уверенности в себе. После игры, я пошёл в отель, где остановились «Юнайтед» и встретился там с игроками».
В ноябре 1967 года, представляя Австралию, он участвовал в пяти матчах на Международном Турнире во Вьетнаме, прежде чем, в том же месяце совершить свой уже международный дебют против сборной Индонезии. К концу года, он выходил в составе своей страны десять раз.
В 1968 году, Баартц помог «Хакоа» добиться одного из их величайших достижений, выиграв чемпионский титул, Grand Final и Australia Cup, где они победили «Мельбурн Хакоа» в двух матчах и, наконец, Ampol Cup. Они продолжали доминировать в New South Wales State League в течение нескольких сезонов, а в 1971 году ведущий клуб получил звание Лучшей Клубной Команды в Австралии (Best Club Team in Australia).
В 1969 году сборную ждало разочарование, в квалификации Чемпионата Мира Азия-Океания, австралийцы обыграли Корею, Японию и Родезию, но в заключительной стадии уступили Израилю по сумме двух матчей (3-1) и не попали на Чемпионат Мира 1970 года в Мексике.
Однако четыре года спустя, история повторилась, но на этот раз «Соккеруз» победили в Плей-Офф Корею и обеспечили себе место на Чемпионате Мира 1974 года в Германии. Обеспечив себе первую путёвку на Чемпионат мира, Австралийская Федерация Футбола (Australian Soccer Federation) хотела предоставить игрокам немного дополнительного опыта, поэтому они организовали два товарищеских матча против сборной Уругвая, которая также ехала на Мировое первенство. Первый матч в Мельбурне на «Олимпик Парк» прошёл в довольно упорной борьбе, южноамериканцы прибегали к всевозможным тактическим схемам, чтобы обеспечить для себя приемлемый результат. Матч завершился со счётом 0-0 и задал тон для следующей встречи, которая состоялась через три дня.
27 апреля 1974 года 25,708 зрителей собралась на «Сидней Крикет Граунд», тем самым, став свидетелями второго матча. В конце первого тайма, Баартц бежал вперёд, поддерживая австралийскую атаку, но тут, руки уругвайского игрока Луиса Гаристо поймали Баартца поперёк горла, австралийский тренер Рэйл Расич позже описал это как: «приём карате». Баартцу понадобилась медицинская помощь, но через несколько минут, он встал и решил продолжать игру. К тому же после первого тайма у него ещё были проблемы со зрением, но он всё равно был полон решимости продолжать матч. Через пятнадцать минут после начала второго тайма, он забил великолепный гол, который вёл австралийцев к победе. Контролируя мяч, стоя спиной к воротам, он развернулся и одним движением пробил с 25 ярдов, мяч залетел в заднюю часть сетки как ракета. Расич отметил, что: «Это был один из лучших голов когда-либо забитых австралийцем».
Рэй Баартц в матче против сборной Уругвая.
Игра перешла в последнюю четверть часа, Гаристо протестовал из-за решения об угловом, на что Баартц также отреагировал.
«Я был очень расстроен тем, как они были циничны и особенно Гаристо, он просто хотел, чтобы я перестал играть. Поэтому, когда он начал спорить с арбитром я просто указал на табло, чтобы напомнить ему о том, кто побеждает. Затем он из ниоткуда просто ударил меня по подбородку. Я не мог в это поверить. Другой уругвайский игрок ударил Гаристо, у того выступила кровь, он стал утверждать, что я ударил его первым. Всё это было нелепо».
Не имея другого выбора, кроме как удалить защитника, судья Дон Кэмпбелл угрожал отказаться от игры, когда уругвайские игроки и официальные лица окружили его и оспаривали решение.
Уже забив один мяч «Bullet Boot Baartz» был теперь заметной фигурой, в оставшиеся шесть минут игры, он создал ещё один голевой момент, Австралия вела 2-0 и уже чувствовала себя относительно комфортно. Это был огромный шок для мирового футбола, который не только показал, что Австралия была достойной командой, но и Рэй Баартц из «Соккеруз» был потенциальным победителем этого матча.
Рэй Баартц лежит на газоне во время товарищеского матча со сборной Уругвая в 1974 году, инцидент, после которого он закончил свою карьеру.
В раздевалке после игры, эйфория победы облегчила боль которую чувствовал Баартц, но позже, на званом ужине он почувствовал себя плохо, и решил пойти домой со своей беременной женой. В течение ночи, он начал испытывать некоторый дискомфорт и не мог пошевелить левой рукой. На следующее утро он отправился в Royal North Shore Hospital, где потерял сознание на два дня. Удар по горлу повредил его сонную артерию, которая распухла и блокировала приток крови к мозгу. Когда Баартц пришёл в себя, врачи сказали ему, что он пострадал - это было эквивалентно инсульту и, что ещё один такой удар по горлу потенциально может его убить.
Там закончилась карьера 27-летнего футболиста, который провёл за сборную Австралии 48 матчей и забил рекордные на тот момент 17 голов.
«Я сразу принял решение от врачей. Я поехал на Чемпионат мира и перед первой игрой, когда команды выходили на поле, я сидел в раздевалке. Он действительно меня ударил, и моя карьера закончилась. Это было довольно травматичный опыт. Так что я вернулся в Ньюкасл и после заключения контракта с «Адидас», я открыл спортивный бизнес. Осуществление этого заняло у меня два добрых года. У меня был повреждён глаз, и постоянно мучила мигрень. Четыре года спустя я подумал о возвращении в новый местный клуб. Я начал тренироваться, но в тоже время никогда не собирался этого делать, так что время от времени я просто гонял мяч».
Австралийский тренер Рэйл Расич позже прокомментировал:
«Мы потеряли талант, который навсегда получил общественное признание после Чемпионата мира 1974 года… мы потеряли величайшего нападающего, которых Австралия когда-либо выпускала, и конечно лучшего игрока, который умеет играть обеими ногами».
Ближайшие три десятилетия Баартц принимал участие в местных футбольных кругах, и в декабре 2000 года он был награждён Медалью Австралийского Спорта за игровые заслуги. Он ушёл из своего спортивного бизнеса после 34 лет, теперь всё находится в руках его сына. В настоящее время Баартц заседает в совете директоров в ряде местных футбольных клубов в том числе «Ньюкасл Джетс», который играет в Национальной Лиге Хёндай (Hyundai National League). В июле 2012 года, он был удостоен места в «Величайшей Австралийской Футбольной Команде» (Greatest Ever Australian Soccer Team).
Рэй Баартц (справа)
Женат, имеет троих детей и восемь внуков, он всё ещё живёт в районе Ньюкасла и, хотя время его пребывания в «Юнайтед» длилось всего 18 месяцев, Рэй навсегда будет удостоен чести быть первым молодым иностранным игроком, профессионально выступавшим за «Манчестер Юнайтед».
- Sons of United: Майк Даксбери